«Российские вести»
17 ноября 2004 г.
Деятельность ФСО в целом и его руководителя, в частности, окутана таинственным и романтическим ореолом. Тут, как никогда, переплетены власть и тайна. И не случайно, ведь в обязанности этой силовой структуры входит в первую очередь непосредственная охрана Президента страны, его близких, премьер-министра, спикеров Госдумы и Совета Федерации, министров иностранных дел и обороны, директора ФСБ, секретаря Совета Безопасности, руководителя Администрации Президента, председателя Центризбиркома.
Утверждается, что всего под государственной охраной находится более 30 федеральных персон. Они являются носителями государственных тайн и секретов, за которыми постоянно кто-то охотится и внутри страны, и за ее пределами. В народе сохранились истории о легендарной «девятке» КГБ СССР, буквально по пятам следовавшей за генсеками. В большинстве своем харизматики, они воспринимались многими как «высшие политические божества», все видящие, понимающие, знающие и способные при необходимости отпускать грехи. Поэтому главного охранника, особенно незабвенного Леонида Ильича Брежнева, знали в лицо во всем мире, приписывали ему чуть ли не магическое воздействие на личность своего подопечного.
Деятельность знаменитой «девятки» КГБ СССР, имевшей массу других обязанностей помимо личной охраны высших лиц государства, ассоциировалась в массовом сознании именно с охранниками, хотя над ними стояло немало начальников, главным среди которых был председатель КГБ СССР. Однако и тогда и сейчас, как и во всем мире, существовали и существуют неписаные правила для охраны : никогда не говорить и тем более не писать о служебных, политических и личных поступках охраняемых персон, о событиях, в которых они участвовали. Эта заповедь в постсоветскую эпоху была нарушена начальником охраны Михаила Горбачева, который в мемуарах расписал проблемы, возникшие во взаимоотношениях охраны с Раисой Максимовной.
Потом в атаку пошел генерал-лейтенант Александр Коржаков, руководитель Службы безопасности Бориса Ельцина. В изданной в 1997 году книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката» было подробно рассказано об особенностях характера, привычках, атмосфере в семье, тайном и явном окружении первого президента России. Недавно эта книга получила продолжение. Александр Коржаков расширил временные границы своего повествования, попытался глубже осмыслить события и героев ельцинской эпохи. Не случайно его мемуары стали настоящим бестселлером. Но с другой стороны, он наглядно показал, насколько опасным может быть личный телохранитель президента, решивший публично свести счеты со своим главным опекуном. Вот почему подбор офицеров охраны к первому лицу государства — работа чрезвычайно ответственная и очень тонкая.
Поэтому назначение на должность руководителя ФСО Евгения Мурова, прошедшего питерскую выучку в контрразведке, лично знакомого с Владимиром Путиным, — явление закономерное. Как и то, что Службу безопасности Президента возглавляет Виктор Золотов, работавший телохранителем Анатолия Собчака в его бытность губернатором Санкт-Петербурга. Знатоки жизни за кремлевскими стенами утверждают, что этих двух чекистов объединяют общие человеческие качества: преданность Президенту, порядочность, отсутствие желания лезть в большую политику и становиться этакими «серыми кардиналами». Они не стремятся стать для первого лица государства ни «нянькой» (как было при Брежневе), ни чем-то большим, чем личный телохранитель. Похоже, что и Владимиру Путину комфортно общаться и работать со своей охраной, — говорил корреспонденту «РВ» один из западных корреспондентов в Москве. Внешне Президент и охрана работают как единый механизм, доверяют друг другу. И первое лицо страны не строит из себя барина, «понимает службу».
СТАНОВЛЕНИЕ ФСО
Федеральная служба охраны обеспечивает в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с законом «О государственной охране». ФСО входит в структуру федеральных органов исполнительной власти на правах государственного комитета. Направляет деятельность ФСО Президент России, а также правительство в рамках своих полномочий.
ФСО была создана 19 июля 1996 года, став правопреемницей Главного управления охраны. Тогда Борис Ельцин во главе этой структуры оставил генерал-лейтенанта Юрия Крапивина. Причем в ФСО на правах структурного подразделения была включена еще недавно могущественная Служба безопасности президента России.
В мае 2004 года Владимир Путин подписал Указ «О Федеральной службе охраны РФ». Директору ФСО было разрешено иметь трех заместителей. Кроме того, своим указом глава России в состав ФСО включил Службу специальной связи и информации при ФСО. Ранее эта служба была известна как Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Так что Евгению Мурову досталось немалое хозяйство. Хотя, как сообщают наши источники в Кремле, в период проведения административной реформы глава ФСО не бегал по кабинетам и не пробивал для своей структуры дополнительные руководящие ставки.
По отзывам специалистов, знаменитая «девятка» КГБ СССР была корпоративно замкнутой структурой. Евгению Мурову удалось формализовать всю систему охранной безопасности первых лиц государства, включая пересмотр старой конструкции и введение практики публикации негрифованных нормативных актов, касающихся ФСО. Из «интимных» деталей служебной жизни главы ФСО корреспондентам «РВ» удалось узнать, что Евгений Муров много курит, почти не выпивает (после работы в Юго-Восточной Азии любимым напитком стал виски, рюмочку-другую которого «по поводу» может себе позволить). Однако категорически не выносит пьянства на работе (это было чуть ли не практикой во времена Бориса Ельцина), много читает, собрал внушительную библиотеку. Да и внешний вид сотрудников ФСО стал другим: офицеры начали одеваться современно. Появился конный развод на Соборной площади Кремля, который привлекает огромное внимание москвичей и зарубежных туристов не столько русской экзотикой, сколько как символ государственности. Любит искусство, собирает литературу по истории архитектуры Санкт-Петербурга.
КАК ОХРАНЯЮТ ПУТИНА
Сразу оговоримся, что достоверной информации о методах и приемах, применяемых ФСО для охраны первого лица государства, мы не располагаем. Охрана первых лиц государства — система очень специфичная, основанная порой на очень субъективных данных. Официальные представители ФСО, как правило, отказываются комментировать достоверность слухов о покушениях на Владимира Путина, которые время от времени появляются в российской и зарубежной печати. При этом Служба никогда не сообщает и о реальных случаях предотвращения провокаций. Пока то, чем располагают СМИ, — это более или менее достоверные сведения о трех попытках покушения на Президента России.
Первое должно было произойти 24 февраля 2000 года в Санкт-Петербурге на похоронах Анатолия Собчака. Оно было сорвано «отчетливо отличающимися от стандартных мерами безопасности». Второе должно было произойти 18 — 19 августа 2000 года в Ялте во время неформального саммита СНГ. Как сообщалось, информация о покушении поступила из-за рубежа. В конце расследования были задержаны четыре чеченца и несколько выходцев с Ближнего Востока. Однако подробности этой операции были сразу засекречены. Третье покушение должно было произойти 9 — 10 января 2002 года в Баку во время официального визита Владимира Путина в Азербайджан. Оно было также предотвращено благодаря взаимодействию спецслужб нескольких государств.
Известно также, что машины президентского кортежа два раза попадали в ДТП. Был случай, когда некий гражданин пытался проехать в Кремль на своем «жигуленке». «Товарища» признали психически больным. Тем не менее, рассуждая теоретически, ФСО должна быть готова к любому варианту, в том числе и такому, когда в окружении президента может оказаться человек, знакомый с тонкостями охраны. Именно он может указать потенциальным террористам «тайный ход». Компетентные источники также указывают на некоторые уязвимые места в стиле Президента: он почти всегда выезжает на места чрезвычайных ситуаций в том или ином регионе страны на следующий день, часто повторяет маршруты движения. Но, надо полагать, что ФСО хорошо просчитывает и такие варианты.
Службе приходится сталкиваться с различными угрозами в адрес Президента со стороны чеченских террористов. «Информация с угрозами периодически, хотя и не так часто, поступает от наших коллег из ФСБ, из иных источников. Службы внимательно проверяют такую информацию — у ФСО есть соответствующие возможности, как и у любой спецслужбы», — говорил в этой связи глава ФСО Евгений Муров. Он также категорически опровергает слухи о наличии у Владимира Путина двойника. «Мы достаточно четко выполняем поставленные задачи, — заявил Евгений Муров журналистам. Подбирать двойников нет необходимости. Появление двойника — скорее признание слабой организации охраны, ее бессилия перед террористами». Однако на практике спецслужбы не любят сообщать даже о сорванных терактах. К примеру, о предотвращенном покушении на Михаила Горбачева, которое готовилось десять лет назад в США, стало известно только недавно. Причем уже после задержания главного террориста.
ТЫЛ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
Заниматься охраной первых лиц государства – занятие специфическое. Здесь как никогда важно выстроить глубокоэшелонированную систему безопасности, начиная с самых начальных рубежей. Без серьезной аналитической работы, которая опирается не только на закрытые, но и открытые источники информации, без проработки сценариев упреждения потенциальных угроз, без тщательной предварительной разведки на месте охранник может попасть в ситуацию, когда собственной тело становится последней преградой на пути злоумышленника.
Быть в ФСО среди прочего значит еще отчетливо понимать, какому делу ты служишь. Вот почему тем немногим бывшим сотрудникам службы, которые по выходу на пенсию принимают приглашения продолжить работу в службах безопасности частных фирм или предпринимательских структур, зачастую приходится на новом месте некомфортно. Впрочем, отставные офицеры ФСО наиболее востребованными бывают как раз крупнейшими государственными компаниями, начиная с «Газпрома» и РАО «ЕЭС» и заканчивая официальными СМИ.
Как же живет охрана? Оказывается, так, как и все офицеры прочих спецслужб. Только в отличие от них социальная защищенность сотрудников ФСО не настолько крепка, как у коллег. Другие структуры смогли сохранить с советских времен свои поликлиники, дома отдыха и санатории. ФСО как новое подразделение практически ничего не имеет. Да и платят им не так много, как может показаться на первый взгляд. Вот почему важное значение приобретают моральные принципы, патриотизм, гражданственность, чувство долга. Без этого «личник» может из телохранителя стать врагом, пример чему трагическая судьба премьер-министра Индии Индиры Ганди.
Президенту России Владимиру Путину не грозят такие политические катаклизмы. На пути потенциальных провокаторов и террористов стоит «верная охрана», возглавляемая русским офицером, генералом Евгением Муровым. Он и его подчиненные — люди не только хорошо образованные, но и от природы наделенные даром интуиции, ощущением окружающего информационного поля, способностью всего одним взглядом проникнуть в душу человека и распознать его истинные намерения. Это дано не каждому. Вот почему, когда говорят об охране первых лиц государства в любой стране мира, когда осуществляют подбор людей, ежедневно и, возможно, ежечасно общающихся с ними, имеют в виду «штучный человеческий экземпляр». Охранять можно любого. Но быть ответственным за жизнь и дееспособность лидера государства дано не каждому. Наш герой из такой плеяды.
Станислав ТАРАСОВ ,
Станислав СТРЕМИДЛОВСКИЙ.
___________________________________________________________________
«РВ» — ДОСЬЕ
Муров Евгений Алексеевич . Родился 18 ноября 1945 года в подмосковном городе Звенигород. Образование — высшее техническое и высшее специальное. В органах государственной безопасности с 1971 года. С 1974 по 1992 год работал в различных должностях в контрразведке и Службе внешней разведки. Три с половиной года находился в служебной командировке в Юго-Восточной Азии. 1997 год — заместитель начальника Управления ФСБ по Санкт-Петербургу. В центральном аппарате ФСБ занимал должность первого заместителя начальника департамента экономической контрразведки. С 18 мая 2000 года — руководитель Федеральной службы охраны России. Генерал армии. Имеет государственные награды. Женат. Имеет сына.