Об истории создания органов государственной охраны в России

Органы государственной охраны и их современная структура — Федеральная служба охраны Российской Федерации имеют глубокие исторические корни. Реально институт охраны первых лиц страны появляется с момента создания государства, оформления первых элит в обществе и возникновения противоречий между ними.

Первые письменные сведения о существовании подразделений великокняжеской и царской охраны относятся к правлению Ивана IV (Грозного). Так, в приговоре Боярской думы в августе 1555 года фигурирует решение о наделении землей рядом с Московским Кремлем двух тысяч дворцовых стрельцов, что объяснялось необходимостью их постоянного нахождения рядом с царским дворцом.

В XVII веке при особе государя в качестве телохранителей постоянно находились 200 человек. Ночью возле царской спальни дежурил главный спальничий (из числа близких бояр) с одним или двумя приближенными царедворцами. В соседней комнате находились шесть телохранителей, а в следующих помещениях располагались еще сорок человек. Кроме того, у каждых ворот и дверей дворца стояли отборные стрельцы. К постоянной дворцовой страже принадлежали также 2000 стремянных стрельцов, которые поочередно стояли день и ночь с заряженными пищалями и зажженными фитилями — по 250 в смену у Кремлевского дворца, на дворе и у здания Казначейства.

Подробные сведения об охранных государственных функциях историки относят к деятельности Артамона Сергеевича Матвеева (XVII век), который обосновал необходимость выделения в Стрелецком приказе отдельных военных, полицейских и охранных (дворцовых) функций стрелецких полков. Тогда же были поименованы в официальных документах “заботы” по охране царской особы и семьи, царского дворца и дипломатического корпуса, как отдельные задачи, выделенные из других стрелецких дел.

Артамон Матвеев, по поручению царя Алексея Михайловича, принимал деятельное участие в важнейших “государевых делах”, причем, будучи человеком разносторонне одаренным, проявил себя не только как создатель системы государственной охраны, но и как талантливый контрразведчик и разведчик.

Некоторые задачи и функции государственной охраны по инициативе А. Матвеева были отражены в первом русском конституционном своде – “Соборном уложении” царя Алексея Михайловича (1649 год).

Процесс создания и функционирования специализированной структуры охраны первых лиц государства имел в России свои особенности. На протяженииXVIII и в начале XIX века охрана императора, членов Августейших фамилий и резиденций, где проживали представители Высочайшего Двора, осуществлялась войсковыми методами – караулами гвардейских полков Российской армии (Преображенским, Семеновским, а во времена правления императрицы Анны Иоановны к ним добавился и Измайловский гвардейский полк). Это приводило к вмешательству армейской элиты в политику государства и к участию гвардии в дворцовых переворотах.

Активная роль гвардейцев в дворцовых переворотах XVIII века, убийстве императора Павла I (1801 год) и их участие в восстании декабристов (1825 год) привели к тому, что настоятельно встал вопрос о создании профессиональной государственной охраны.Необходимо отметить, что первое постоянно действующее специальное воинское подразделение, предназначенное для охраны государя-императора — Собственный Его Императорского Величества конвой — было создано 18 мая 1811 года, накануне Отечественной войны 1812 года.

В январе 1827 года, вскоре после вступления на престол, император Николай I впервые создает автономные профессиональные охранные воинские (комендантские) структуры (батальоны дворцовых гвардейцев из состава Преображенского, Семеновского и Измайловского гвардейских полков).

2 октября 1827 года была учреждена «Рота Дворцовых гренадер», из личного состава которой были созданы команды в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Московском Кремле.

В связи с зарождением и распространением революционного террора, возникновением реальных угроз Его Императорскому Величеству, членам Августейший Семьи, 8 декабря 1861 года была создана специальная городовая  стража для охраны императорских резиденций, а 2 мая 1866 года в III отделении Собственного Его Императорского Величества Канцелярии  учреждена специальная (негласная) охранительная команда.

После террористического акта 1 марта 1881 года, когда погиб император Александр II, система государственной охраны в России была кардинально реформирована. 11 августа 1881 года, в рамках «Положения об охране его Величества», были утверждены штаты охранных структур, а 3 сентября того же года именным указом состоялось назначение на должность «Главного Начальника Охраны» генерал-майора Свиты Его Величества П.А.Черевина. 4 сентября 1881 года (16 сентября по новому стилю) впервые в истории России было создано специальное ведомство, занимающееся охраной первых лиц государства.

В состав «Собственной Его Императорского Величества охраны» до марта 1917 года входили:

  1. Гвардейская пехотная рота (в дальнейшем Собственный Его Императорского Величества Пехотный полк);
  2. Собственный Его Императорского Величества Конвой;
  3. Дворцовая полицейская команда (в последствии Дворцовая полиция, куда входила секретная часть);
  4. Железнодорожная инспекция (преобразованная в 1-й железнодорожный полк);
  5. Рота (впоследствии батальон) дворцовых гренадер (выполнявшие не только отдельные охранные, а зачастую, и представительские функции).
    Последним начальником охраны Императора Николая II (с 1896 года – Дворцовый комендант) был свитский генерал-майор В.Н. Воейков.
    Завершающий, дооктябрьский этап развития государственной охраны проходил при императоре Николае II, который всю жизнь хорошо помнил покушение во время визита в Японию.

В течение последующих десятилетий служба охраны совершенствовалась, но заложенные в то время основополагающие принципы и методы прогнозирования, выявления потенциальных угроз, взаимодействия с другими силовыми ведомствами России, обеспечения безопасности охраняемых лиц, обслуживаемых объектов, транспортных средств изменились незначительно и касались, в первую очередь, новых технических средств обеспечения безопасности.

С февраля по октябрь 1917 года охрана Временного комитета Государственной Думы (Таврический дворец), Временного правительства (Мариинский и Зимний дворец), Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (Таврический и Смольный дворцы), других важных государственных объектов осуществлялась частями Петроградского гарнизона.

Об органах государственной охраны России, обеспечении безопасности высших руководителей  государства в советский период

С конца 1917 года в России сложилась крайне напряженная обстановка. Гражданская война осложнялась выступлениями внутренней оппозиции, использованием тактики индивидуального террора против руководителей советского государства. Все это поставило перед правительством Республики и руководством Всероссийской Чрезвычайной комиссией (ВЧК) вопрос о создании специального подразделения, которое бы осуществляло физическую охрану «важнейших государственных работников».

После переезда в марте 1918 года руководства страны из Петрограда в Москву, возникла необходимость обеспечения безопасности лидеров государства. В ВЧК эта функция была возложена на оперативное отделение при Президиуме Всероссийской Чрезвычайной комиссии. 14 сотрудников подразделения, под руководством А.Я. Беленького, кроме выполнения охранных функций (безопасность митингов и собраний), вели наружное наблюдение, боролись с бандитизмом и спекуляцией.

После августовского 1918 года «эсеровского» покушения на Ленина отделение стало ежедневно выделять от одного до нескольких оперативных комиссаров (так называлась должность) для охраны Председателя Совнаркома. Эпизодически выделялась охрана Л.Д. Троцкому и Ф.Э. Дзержинскому. Тяжелое ранение Председателя Совнаркома в результате террористического акта, совершенного террористкой Ф. Каплан, убийство ряда советских руководителей, захват машины В.И. Ленина бандой Кошелькова (1919 год) — заставили усилить внимание к проблемам государственной охраны.

В течение 1920 года Президиум ВЧК на своих заседаниях неоднократно рассматривал вопросы, обеспечения безопасности высших руководителей Советского государства. Так, 5 января 1920 года обсуждались мероприятия, связанные с организацией Комендатуры Московского Кремля и специальной охраны Председателя СНК — группы комиссаров для особых поручений при Президиуме ВЧК.

26 ноября 1920 года в соответствии с постановлением Президиума ВЧК  было создано Специальное отделение, перед которым были поставлены задачи по организации и осуществлению охраны руководителей государства и проводимых мероприятий с их участием. К моменту образования в январе 1922 года Государственного политического управления Спецотделение при Коллегии ГПУ насчитывало уже 24 человека.

1 октября 1928 года Спецотделение при Коллегии ОГПУ возглавил секретарь Коллегии А.М. Шанин.

В 1930 году Специальное отделение было упразднено, а его функции передали в Оперативный отдел ОГПУ (руководитель — К.В. Паукер).

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел. В его состав вошли подразделения упраздненного ОГПУ. Наиболее мощным оперативным звеном в структуре Наркомата внутренних дел стало Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР), возглавляемое в тот период непосредственно наркомом.

Подразделением, осуществлявшим работу по охране высших должностных лиц государства, дипломатического корпуса и иностранных гостей, а также порядка на наиболее значимых общественных мероприятиях (парады, демонстрации, съезды и т.д.) стал Оперативный отдел ГУГБ НКВД СССР (Оперод).

28 ноября 1936 года на базе подразделений Оперативного отдела ГУГБ, ведавших обеспечением безопасности высших должностных лиц СССР, был образован самостоятельный Отдел охраны ГУГБ НКВД СССР.

25 декабря 1936 года Отделам ГУГБ была присвоена нумерация, отдел охраны стал 1-м Отделом ГУГБ НКВД СССР.

С 1923 года Оперативный отдел, Отдел охраны, а затем и 1-й Отдел ГУГБ возглавлял комиссар госбезопасности 2 ранга К.В. Паукер, который с 1930 года руководил охраной И.В. Сталина.

15 апреля 1937 года начальником 1-го Отдела ГУГБ по совместительству был назначен заместитель наркома внутренних дел комиссар госбезопасности 3 ранга В.М. Курский. 14 июня 1937 года он был освобожден от этой должности. Тогда же Отдел возглавил комиссар госбезопасности 3 ранга И.Я. Дагин.

28 марта 1938 года ГУГБ было расформировано. 1-й Отдел вошел в состав вновь созданного 1-го Управления (госбезопасности) НКВД СССР, а 29 сентября 1938 года был возвращен в состав воссозданного ГУГБ НКВД. Для обеспечения безопасности государственных деятелей во время поездок по стране и во время отдыха на периферии существовали 1-е Отделы (отделения) местных УГБ НКВД СССР.

19 ноября 1938 года после ареста И.Я. Дагина 1-й Отдел ГУГБ возглавил начальник личной охраны И.В. Сталина старший майор госбезопасности Н.С. Власик.

26 февраля 1941 года в составе вновь образованного НКГБ СССР был создан самостоятельный 1-й Отдел. 31 июля 1941 года он перешел в состав объединенного НКВД СССР. Работой отдела бессменно руководил комиссар государственной безопасности 3 ранга Н.С. Власик.

14 апреля 1943 года на базе 1-го Отдела НКВД СССР было образовано 6-е Управление (охраны) вновь образованного НКГБ СССР, которое в августе 1943 года возглавил комиссар Государственной Безопасности А.К. Кузнецов.

Приказом НКГБ СССР от 22 марта 1946 года, в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года, НКГБ СССР был переименован в Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР). Соответственно, были переименованы управление НКГБ в управление МГБ. Существенная реорганизация произошла и  в 6 Управлении МГБ СССР. Приказом МГБ СССР от 15 апреля 1946 года на его основе было создано два управления охраны.    

Управление охраны № 1 МГБ СССР, осуществлявшее личную охрану И.В. Сталина, возглавил генерал-майор А.К. Кузнецов, а Управление охраны № 2 МГБ СССР, ведавшее безопасностью других руководителей СССР, — генерал-лейтенант Н.С. Власик (в мае того же года его сменил генерал-майор Д.Н. Шадрин).

25 декабря 1946 года оба управления охраны, а также Управление Коменданта Московского Кремля были объединены в Главное управление охраны (ГУО) МГБ СССР,  во главе с генерал-лейтенантом Н.С. Власиком.

1-е Управление ГУО (службу личной охраны И.В. Сталина) в 1947-1948 гг. возглавлял генерал-майор С.Ф. Кузьмичев, в 1949-1952 гг. – полковник А.М.Раков.

29 апреля 1952 года Н.С. Власик был отстранен от работы и откомандирован в распоряжение МВД СССР, а обязанности начальника ГУО МГБ СССР по совместительству принял на себя министр Государственной Безопасности СССР С.Д. Игнатьев.

23 мая 1952 года ГУО МГБ СССР было реорганизовано в Управление охраны (УО) МГБ СССР, а Управления охраны № 1 и № 2, входившие ранее в ГУО, преобразованы в отделы УО. Куратором Управления охраны по-прежнему остался министр ГБ СССР С.Д. Игнатьев, а фактическое руководство охраной высших должностных лиц осуществляли заместитель министра Госбезопасности генерал-лейтенант В.С. Рясной и заместители начальника УО МГБ СССР полковники Н.П. Новик, П.Н.Максименко.

14 марта 1953 года для обеспечения охраны руководящих кадров партии и правительства в составе объединенного МВД СССР было создано 9-е управление, начальником которого был назначен генерал-майор С.Ф. Кузьмичев. 26 июня 1953 года, после ареста С.Ф. Кузьмичева, 9-е Управление МВД СССР возглавил К.Ф. Лунев. В связи с назначением его 28 июля 1953 года 1-м заместителем министра внутренних дел СССР, начальником 9-го Управления стал В.И. Устинов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был образован КГБ при СМ СССР. 18 марта была объявлена структура Центрального аппарата, в состав которого входило 9 Управление (охрана руководителей партии и правительства).

Об истории создания и деятельности Комендатуры Московского Кремля

В 1918 году руководители Советского государства переехали в Московский Кремль, охрана которого осуществлялась Комендатурой Московского Кремля.

До января 1936 года Комендатура Московского Кремля не входила в систему органов безопасности Советского государства, а подчинялась военному ведомству – на правах сектора Московского военного округа.

28 января 1936 года произошла передача Управления коменданта Московского Кремля из состава Народного комиссариата обороны СССР в состав НКВД СССР. Таким образом, было признано целесообразным сконцентрировать такую важную область деятельности, как государственная охрана, в едином специфическом блоке, а УКМК и 1-й Отдел НКВД в качестве оперативных подразделений вошли в систему Наркомата Внутренних Дел. Важно отметить, что УКМК и 1-й Отдел были самостоятельными органами государственной охраны, не  подчиненными друг другу,  что не мешало им тесно сотрудничать и взаимодействовать в организации мероприятий по обеспечению государственной безопасности.

14 марта 1953 года была утверждена новая структура МВД СССР, где было создано 10 Управление (Управление Коменданта Московского Кремля), а 18 марта 1954 года, в связи с образованием КГБ при СМ  СССР, 10 Управление (УКМК) вошло в структуру Центрального аппарата Комитета госбезопасности.

25 июня 1959 года приказом КГБ при СМ СССР были утверждены новые штаты и структура 9 Управления Комитета госбезопасности, в состав которого вошло бывшее 10 Управление (Управление Коменданта Московского Кремля).
Коменданты Московского Кремля:

  1. Мальков П.Д. – 1918-1920 гг.
  2. Петерсон Р.А. – 1920-1935 гг.
  3. Ткалун П.П. – 1935-1937 гг.
  4. Рогов Ф.В. – 1937-1938 гг.
  5. Спиридонов Н.К. – 1938-1953 гг.
  6. Веденин А.Я. – 1953-1967 гг. (он же являлся начальником 10 управления МВД СССР и 10 управления КГБ при СМ СССР с сентября 1953 по июнь 1959 годов).
  7. Шорников С.С. – 1967-1986 гг.
  8. Башкин Г.Д. – 1986-1992 гг.
  9. Барсуков М.И. – 1992-1995 гг.
  10. Стрыгин С.В. – 1995-2004 гг.
  11. Хлебников С.Д. – 2004-2020 гг.

Об органах государственной охраны России, обеспечении безопасности первых лиц государства в 90-ых годах XX века и в настоящее время

До 1990 года функции государственной охраны продолжало выполнять 9-е Управление КГБ СССР.

В это время руководство 9-го Управления возглавлялось последовательно Н.С. Захаровым (1958-1961 гг.), В.Я. Чекаловым (1961-1967 гг.), С.Н. Антоновым (1968-1974 гг.), Ю.В. Сторожевым (1974-1983 гг.), Ю.С. Плехановым (1983-1991 гг.).

В 1990-1991 годах, после избрания Президента СССР, была создана Служба охраны Президента СССР, возглавляемая генерал-лейтенантом Ю.С. Плехановым. Она становится правопреемником 9-го Управления КГБ СССР.

В 1991 году органы государственной охраны были объединены в рамках Главного управления охраны Российской Федерации. Руководили ГУО России в 1991-1992 годах – генерал-майор В.С. Редкобородый, в 1992-1995 годах – генерал-лейтенант М.И. Барсуков, в 1995-2000 годах – генерал-полковник Ю.В. Крапивин.

В 1993-1996 годах, как самостоятельное федеральное ведомство в сфере государственной охраны существовала Служба безопасности Президента Российской Федерации (СБП России), которую возглавлял генерал-лейтенант А.В. Коржаков. В июле 1996 года руководителем СБП России был назначен Ю.В. Крапивин, после чего Служба безопасности Президента Российской Федерации была объединена с Федеральной службой охраны Российской Федерации.

27 мая 1996 года был принят закон Российской Федерации “О государственной охране”, в соответствии, с которым была создана Федеральная служба охраны Российской Федерации, а 2 августа 1996 года утверждено Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации.

С 18 мая 2000 года по 26 мая 2016 года должность руководителя (директора) Федеральной службы охраны Российской Федерации занимал Муров Евгений Алексеевич (воинское звание — генерал армии). В марте 2003 года при ФСО России была создана Служба специальной связи и информации. С 2004 года эта служба является структурным подразделением ФСО России.

C 26 мая 2016 года должность руководителя (директора) Федеральной службы охраны Российской Федерации занимает Кочнев Дмитрий Викторович (в настоящее время воинское звание — генерал армии).