РИА Новости
31 декабря 2005 г .
Кремлевский Гараж особого назначения (ГОН) — сложная и весьма необычная структура, обслуживающая высших должностных лиц Российской Федерации, — отметит 1 января 85-летний юбилей.
ГОН, а именно так для краткости называют Гараж его сотрудники, был создан в январе 1921 года. В общей сложности большевистских лидеров обслуживали 62 машины.
За минувшие 85 лет автопарк спецгаража вырос более чем вдвое, а задачи, решаемые его сотрудниками, значительно усложнились.
В настоящее время, по закону «О государственной охране», сотрудники ГОНа обеспечивают безопасное передвижение президента, премьера, глав обеих палат парламента, первых президентов СССР и России — Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, а также лидеров всех зарубежных государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время поездок за границу руководители нашей страны также пользуются машинами из Гаража особого назначения.
Специалистами Службы разработана уникальная система подготовки водителей, которые вместе с офицерами Федеральной службы охраны несут ответственность за безопасность охраняемых лиц. Помимо умения управлять автомобилем в сложнейших условиях, когда любая ошибка чревата непоправимыми последствиями, сотрудники ГОНа должны быть и экспертами по антитеррору.
Что касается повышения профессионального мастерства и, в частности, способности водителей реагировать на экстремальные условия, а также уверенно чувствовать себя на скользкой дороге, то это предмет особого внимания руководителей ГОНа и ФСО в целом. Первые тренировки по вождению на скользкой дороге начались в конце 70-х годов. Около четверти века для этого использовалось Ходынское поле, но в настоящее время оно активно застраивается новыми домами.
Как стало известно РИА Новости, для ГОНа планируется построить собственный автодром в Подмосковье. Здесь водители смогут не только проходить обучение, но и тестировать автомобили новых марок. Не исключено, что в ближайшем будущем появится и современный автотренажер, который также поможет сотрудникам ГОНа отрабатывать сложные дорожные ситуации.
По сведениям РИА Новости, в российских и зарубежных силовых структурах очень высоко оценивают уровень подготовки кремлевских водителей, считая, что они являются профессионалами «наивысшего класса, готовыми к любым, самым неожиданным ситуациям».
Мнение экспертов подтверждаются жизнью. Один из примеров — случай, который произошел во время первого официального визита в Россию президента Югославии Воислава Коштуницы в конце октября 2000 года.
По дороге из аэропорта в Москву на пути следования кортежа со встречной полосы — прямо «в лоб» машине президента Югославии — выскочила потерявшая на мокром шоссе управление «легковушка». Водитель автомобиля сопровождения — офицер ГОНа — успел подставить свою машину под удар, причем сделал это аккуратно, «по касательной», благодаря чему все остались живы.
Кортеж Коштуницы, за исключением поврежденной машины охраны, проследовал в столицу без остановки.
История знает немало других примеров героизма сотрудников Гаража особого назначения. Во время неудачного покушения на Брежнева 22 января 1969 года младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин из двух пистолетов выстрелил по машине «ЗИЛ», в которой въезжал в Кремль космонавт Береговой. Стрелявший был задержан. Перекрывая собой линию огня, был ранен мотоциклист Почетного эскорта, а другой сотрудник ГОНа — Илья Жарков — погиб во время теракта.
В 1942 году на Красной площади водитель наркома Анастаса Микояна виртуозно увел машину из-под обстрела. Террорист, как показало следствие, считал, что стреляет по машине Сталина.
Советские лидеры стали создателями, но не изобретателями гаража «особого назначения». Последний император Российской империи Николай Второй любил автомобили и держал гаражи в Зимнем дворце и Царском Селе. Любимой машиной царя был французский «Делоне-Бельвиль» 1912 года. По тем временам это была представительская машина высшего класса и одно из самых роскошных авто, ценившееся тогда выше своего английского аналога — «Роллс-Ройс».
Кстати, создатель первого в мире социалистического государства Владимир Ленин предпочитал именно «Роллс-Ройсы». У него их было два — летней и зимней модели. Последняя примечательна тем, что была оборудована на Путиловском заводе лыжами, чтобы передвигаться по зимнему бездорожью. По данным РИА Новости, эта модель до сих пор в прекрасном состоянии хранится в экспозиции музея-заповедника «Горки Ленинские», и она до сих пор на ходу.
В настоящее время кремлевский ГОН укомплектован машинами марок «Мерседес», «ЗИЛ», «Ауди», «Форд» и «Волга». По сведениям РИА Новости, производство «ЗИЛов» сейчас практически свернуто — в год выпускается по 1-2 машины модели восьмидесятых-девяностых годов. В основном в Гараже используются «Мерседесы».