«Комсомольская правда»
20 января 2006 г .
Машину главы государства в окружении Почетного эскорта (кстати, эта служба отмечает завтра свое 50-летие) можно увидеть в Кремле только в день инаугурации.
Наши корреспонденты побывали в самом закрытом подразделении ФСО России — Гараже особого назначения, который завтра отмечает 85-летие
«Спринтер» в Якутске заправляли… спиртом
Гараж особого назначения (ГОН) — самое закрытое подразделение Федеральной службы охраны России, находится в Кремле, как зайдешь в Троицкие ворота, сразу направо. Это прежде всего строгие и молчаливые мужики: и не сфотографируешь их, и слова из них не вытянешь…
А когда мы сказали, что видели их в деле — в Якутске, куда недавно в 48-градусный мороз прилетал Путин, — они раскрыли несколько «секретов». После чего нам стало ясно, почему президент по Якутску передвигался налегке и не мерз.
Туда — по воздуху — перебрасывали микроавтобус «Мерседес-Спринтер». Это уникальная машина, таких в мире нет. Обычно глав государств возят на легковых авто, а наш президент в поездках по России предпочитает более просторный автомобиль, так как «по пути» и работает в нем, и даже проводит совещания. Вот и сконструировали для него «Спринтер», который может вместить сразу 8 человек, не считая охраны.
— Печка не подвела в Якутске — капитально работала, — говорит замначальника ГОНа Николай Погребной. — Мы ее еще в Москве испытали на полных оборотах. Машина в такую морозяку не могла больше 20 минут стоять на месте — резина на колесах принимала форму проезжей части. Да и масло в мостах автомобилей могло замерзнуть. Поэтому мы все время трогали «Спринтер» с места. А в бачок омывателя стекол залили чистый спирт!
— И много?
— Нет, литров пять, — признается Погребной.
— А президентский водитель не захмелел?
— У машины — хорошая изоляция…
Когда «ЗИЛы» плачут…
— Сколько «охраняемых лиц» обслуживает ГОН?
— Немного, — уклончиво замечает замначальника транспортного управления ФСО России Владимир Макаров.
Но все они — начиная от президента Путина и заканчивая полпредом Козаком — люди мобильные. Поэтому водителям, что называется, постоянно приходится держать руку «на рычаге — переключателе скоростей».
Тот самый «Мерседес-Спринтер», на котором Владимир Путин колесит по всей России.
Самым трудным экзаменом для ГОНа были три события: 300-летие Санкт-Петербурга, 60-летие Победы и 1000-летие Казани. В Питер и Казань машины «грузили эшелонами». А в Москве для обслуживания 54 делегаций потребовалось почти 200 автомобилей. Столько в ГОНе и не наберется (штат кремлевского гаража не такой большой, как может показаться, а кроме президента США Буша, который прилетал со своим кортежем, машину — по железной дороге — привозил только президент Украины Ющенко) — вот и пришлось привлекать профессионалов из «родственных подразделений». Но и те проходили спецкурсы.
— Как выдерживали?
— Мы-то ничего, — говорит Макаров. — Машины бы выдержали.
Водители (их фамилии здесь называть не принято) рассказали нам любопытный эпизод, который, правда, произошел не в Москве и не в Питере, а в Бангкоке…
— Жара стояла под 40. Смотрим: у нашего «ЗИЛа», на котором приехал президент, стрелка температуры двигателя — в красной зоне: перегрев! Ну, она и заглохла. Что делать? Включили печку на полную мощность. Стрелка вроде вышла из красной зоны, потом — опять… И вдруг видим: наш «ЗИЛ» начинает плакать — у него из опрыскивателя слезы катятся по стеклу. Плачет, но не заводится! Потом у «ЗИЛа», видно, возобладали патриотические чувства, и он завелся. Так и поехал, весь в слезах…
На самолетах военно-транспортной авиации машины кремлевского гаража могут перебросить в любую точку мира…
ВОПРОС — РЕБРОМ
А как быть с пробками?
Оказывается, пробки на дорогах, которые возникают во время передвижения кортежей, волнуют не только москвичей и жителей других городов России, но и сотрудников кремлевского Гаража.
— Но вы поймите нас правильно, — исповедовалось гаражное начальство. — Есть Закон об охране, который, как любой другой, никто не вправе нарушать. Обеспечение безопасности первых лиц государства — наша работа.
И посетовали на то, что в Москве и многих крупных российских городах развелось множество «левых кортежей», которые граждане часто путают с правительственными. И еще сказали по секрету, что ГАИ скоро начнет с «леваками» беспощадную борьбу.
Мы напомнили случай: как-то во Владивостоке кортежу президента пришлось несколько минут простоять у шлагбаума.
— Это нештатная ситуация?
— Ожидаемая, — говорит Владимир Макаров. — Когда готовимся к визиту, изучаем даже расписание поездов, сопоставляем его с графиком движения кортежа и, если нужно, регулируем.
— График движения поездов?
— Нет, график движения кортежа. И вообще у нас установка — как можно меньше создавать проблем населению.
— А бывает, что пешеходы перебегают дорогу на пути кортежа? — спрашиваем у Макарова.
— Да, есть такие граждане.
— И как вы тогда реагируете?
— Никак. Объезжаем…
ПОМЫВКА
Лимузин первого лица вытирают полотенцем
— Ну и что, что вы уже в фартуке? — сотрудница ГОНа Елена Пятых окидывает меня скептическим взором. — Мыть машину, тем более президентскую, — дело мудреное.
Сотрудница ГОНа Елена Пятых — журналисту «КП» Александру Гамову: «Машину президента нельзя мыть губкой. Может песок попасть».
Королева мойки снизошла только после того, как я признался, что пять лет назад здесь же, в ГОНе, уже принимал участие в помывке президентского лимузина. Тогда мы его окатывали водой из шлангов, а потом — с шампунем — терли лакированные бока мягкой губкой.
— Хоть и стаж у вас — пять лет, — с иронией говорит Елена, — а вот квалификация — никуда не годная. Нельзя губкой-то! Может песок попасть. Попортишь лакокрасочное покрытие кузова.
И «вооружает» меня жестким шлангом с металлическим наконечником (вода со специальным «автошампунем» подается под высоким давлением), нажимает на кнопку — путинский «Мерседес» принимает душ. Потом мы обдуваем его теплым воздухом специальными фенами. Все это называется бесконтактной мойкой и сушкой.
— Думаете, это все? — говорит Елена, заметив, что я развязываю фартук, и подает мне длинное вафельное полотенце. — А протирка?
Ну, протирка так протирка… Оказывается, и после сушки на кузове остаются еле заметные влажные пятна. А их не должно быть даже на машине президента. Вот и пришлось трудиться в поте лица. Точнее, лба.
Теперь уже как знаток помывочно-протирочного дела скажу: вот весь мир обтирает «Мерседесы» замшей — кусочки этой ткани входят в комплект автомобиля. Самые продвинутые даже протирочные механизмы используют. А зря!
Самое высокое качество протирки автомобиля дает все-таки ручной вариант. И обычные доморощенные вафельные полотенца. Они очень хорошо впитывают влагу и не оставляют на поверхности машины ни ворса, ничего!
…Через 10 минут автомобиль Путина выглядел как новенький.
Душевая для «ЗИЛа»: пять минут — и грязи как не бывало…
КСТАТИ
Телевизор в машине Путина убирается в потолок
«Мерседес», на котором ездит президент, внешне почти ничем не отличается от других подобных машин. Ну, разве что на метр длиннее…
А вот салон, который, кстати, оборудовали не в Германии, а на одном из российских предприятий, — выглядит по-особому.
Обивка внутри — светло-серого цвета. Сиденья — из кожи: черное с белым.
Есть мини-бар, небольшой холодильник, раскладной журнальный столик. Разумеется, связь. Удобные полки для газет, журналов и даже дисков DVD, на которые записываются дайджесты теленовостей. (До последнего времени их записывали на обычные видеокассеты.) Экран телевизора — компактный и плоский — можно убрать в потолок, достаточно нажать кнопку на пульте.
Кстати, пульт — многофункциональный: с его помощью президент может даже открывать и закрывать шторки на окнах (в других машинах это делают водители).
Путин, прежде чем сесть в машину, обычно снимает пиджак. На этот случай предусмотрена «беззвучная» вешалка-плечики: она обтянута мягкой тканью и фиксируется на крючке специальным замком.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Маневр — и принцесса спасена!
Однажды водитель ГОНа вез принцессу Нидерландов. У встречной машины вдруг отвалилось колесо — оно стало «летать» по дороге, повредило несколько автомобилей. Но основной машине удалось «увернуться» от удара: водитель вовремя сориентировался и использовал так называемую «переставку» — сместил автомобиль в сторону. Пассажирка маневра даже не ощутила.
Ельцин прокола не заметил
Когда Борис Ельцин был президентом, и его везли на «Мерседесе», у машины спустило колесо — «поймало гвоздь». Но машина накренилась на один бок только на секунду — водитель ее тут же выровнял. Скорость сбросил, но ненамного — спущенное колесо «держал» полимерный бандаж, вмонтированный в шину. Б.Н. прокола даже не заметил и спокойно продолжал «работать с документами».
Как гоновец ремонтировал Ил-76
Летели как-то водители ГОНа из Брунея в Москву, везли на Ил-76 свои машины. Уже в воздухе выяснилось, что вышел из строя насос одного из двигателей самолета. Сделали аварийную посадку в Улан-Баторе, но на аэродроме не было нужной ремонтной базы. Механик ГОНа Сергей Лагунович помог летчикам отремонтировать насос, и Ил-76 благополучно долетел до Москвы.
НАША СПРАВКА
ГОН начинался с царского гаража
История ГОНа берет начало с «собственного гаража Его Величества», который был образован в Петрограде в 1907 году. После Февральской революции 1917 года он перешел в распоряжение Временного правительства, а с октября того же года подчинялся Совнаркому. В Москву особый гараж переехал в 1918-м, вместе с Лениным и Советским правительством. Днем образования ГОНа считается январь 1921 года, когда гараж выделили из состава автобазы Совнаркома и он стал самостоятельным подразделением Управления делами СНК.
ГОН обслуживал всех советских и российских вождей и президентов. Водители-гоновцы «намотали» миллионы километров, побывали более чем в 85 странах мира.
Александр ГАМОВ
gamov@kp.ru
Фото Анатолия ЖДАНОВА и из архива Гаража особого назначения.