Первые моторы России

В период с 8 по 12 марта 2017 г. в КВЦ «Сокольники» г. Москвы в рамках XXVI «Олдтаймер-галереи» прошла юбилейная ретроспективная выставка автомобильной и мотоциклетной техники, посвящённая 110-летию со дня образования Собственного Его Императорского Величества гаража.

Николай II располагал самым многочисленным автопарком среди европейских монархов и это увлечение российского государя стало поводом для учреждения в 1907 году Собственного Его Императорского Величества гаража.

18 февраля 1907 г. министр Императорского двора В.Б. Фредерикс подал императору Николаю II записку по организации автомобильной части, на которой зафиксировал высочайшее распоряжение: «Повелеваю исполнить!».

Таким образом, в феврале 2017 года исполнилось 110 лет с момента официального образования императорского гаража, как подразделения Министерства Императорского Двора, на которое были возложены задачи автотранспортного обслуживания Императора и членов его семьи, высших должностных лиц государства, а также обеспечения свиты.

После революции 1917 года автомобильная техника, материально-техническая база и шофёры этого подразделения стали основой для создания в 1921 году Гаража особого назначения.

Что сегодня известно об Императорском гараже?

Увлечение императора Николая II «моторами», а именно так он называл в своих дневниках автомобили, началось с французского фаэтона «Делоне-Бельвиль» и нескольких немецких «Мерседесов» с кузовами разных типов. Позже к ним добавились «Роллс-Ройсы», «Рено», «Пежо» и другие марки, известные сегодня лишь историкам: «Тюрка-Мери», «Воксхол», «Бразье», «Серекс» и другие.

В гараже русского царя «несли службу» лучшие автомобили мира. Любимцами Николая II стали роскошные французские автомобили марки «Делоне-Бельвиль» с характерными капотами цилиндрической формы – самые совершенные и самые мощные для своего времени. На императорских машинах предусматривались немыслимые для других машин тех лет опции: откидные подножки-лесенки, пол с подогревом, электрическое освещение салона, жалюзи на окнах. Специально, чтобы Николай II мог стоять в салоне в полный рост, на крыше одного из лимузинов сделали стеклянную галерею.

Любовь к марке «Делоне-Бельвилль» Николай II сохранил до самой революции – даже «Мерседесы» и «Роллс-Ройсы» в Собственном Его Величества гараже оказались на вторых ролях, хоть и числились по разряду «императорских». Также в этой категории находились ландоле и лимузины «Пежо» и «Рено» – обе марки сегодня никак не связаны с премиум-сегментом, а тогда в их модельном ряду присутствовали и автомобили высшего класса, достойные того, чтобы возить российского императора и членов его семьи.

К 1917 году Собственный Его Императорского Величества гараж насчитывал больше полусотни автомобилей, не только императорских, свитских и фельдъегерских, но также и грузовиков с автобусами, а еще такие диковинные новинки как автопоезд с прицепными повозками и автосани на гусеничном ходу.

Страна от императора значительно отставала. В 1913 году в Санкт-Петербурге насчитывалось только 2036 автомобилей – ничтожно малое число по сравнению с Берлином, Парижем и тем более Нью-Йорком. Но эти немногочисленные автомобилисты были людьми отчаянными. Самый знаменитый из всех – Андрей Платонович Нагель, не побоявшийся в минус 18 градусов стартовать на открытом всем ветрам «Руссо-Балте» из Петербурга в Монако. В те времена наши гонщики ставили рекорды скорости и частенько побеждали в европейских соревнованиях.

После революции гараж был национализирован, а царские автомобили стали достоянием республики.

От тех времён мало что осталось – не берегли у нас «наследие царского режима». Тем ценнее для истории и дороже для нашей памяти оказались уникальные экспонаты удивительной выставки под названием «Первые моторы России».

В зале можно было увидеть около 50 единиц техники, собранных для экспозиции со всего мира. В витринах – ранее не публиковавшиеся фотографии и документы, призовые кубки автогонок, детали старинных автомобилей, инструменты автомехаников и прочие необходимые атрибуты автомобилистов ушедшего времени.

Рядом с некоторыми автомобилями были представлены манекены, одетые по моде начала XX века, а церемонию открытия выставки проводили члены клуба исторической реконструкции.

В церемонии открытия выставки участвовали заместитель директора ФСО России – статс-секретарь Н.Ф. Кондратюк, руководство подразделений ФСО России, представители Минпромторга России, автомобильных музеев и изданий, другие почётные гости.

Уникальная экспозиция «Первые моторы России» позволила создать подлинную атмосферу ушедшей эпохи и заслужила восторженные отзывы посетителей. Всего за время работы выставку посетило около 20 тыс. человек.

Специально к юбилейному событию при непосредственном участии ФСО России и Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «Нами» была подготовлена новая книга «Собственный Его Императорского Величества гараж», изданная ООО «Горькийклассик Трокадеро». Это поистине уникальное издание. 400 страниц, 300 высококачественных иллюстраций полученных из зарубежных и отечественных архивов. Большинство информации опубликовано впервые. Презентация книги прошла в ходе церемонии открытия выставки.