Почетный эскорт

Издревле парадные выезды царей, императоров, приемы иноземных посольств сопровождались торжественными церемониями, от которых берет свое начало традиция почетного эскортирования. Кроме этого, эскорт выполнял функцию внешнего кольца охраны. Древнейший вид почетного эскорта – конный эскорт, с начала ХХ века постепенно утратил свое значение, уступив место техническим транспортным средствам. Наиболее распространенным во многих государствах мира стал мотоциклетный эскорт.

Сопровождение представительских автомобилей высокопоставленных персон в пути торжественного следования во время церемоний встречи и проводов эскортом – специальным воинским формированием – в качестве способа охраны и оказания особых почестей является общепринятой частью современной международной протокольной практики проведения государственных и официальных визитов во многих странах мира.

21 января 1956 г. в составе Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля был образован отдельный мотоциклетный взвод, который вошел в состав 10-го управления КГБ СССР. Это решение объяснялось не только желанием усилить торжественно-парадную сторону приема высоких гостей.

Главной задачей нового подразделения являлось обеспечение безопасности охраняемых лиц в пути следования.

Первоначально для эскортирования использовались серийные мотоциклы М-72.
Первый раз мотоциклетный взвод принял участие в церемонии торжественной встречи и обеспечения безопасности иностранного главы государства летом 1956 года, когда в СССР прибыл с визитом Президент Югославии И.Б. Тито. С этого момента эскорт постоянно задействовался для обеспечения визитов глав зарубежных государств и правительств, и это стало новой протокольной нормой дипломатического этикета Советского государства.

С 1959 года начался выпуск мотоцикла К-750, спроектированного Киевским мотоциклетным заводом, и вскоре его специальная модификация поступила в мотоциклетный взвод.

Помимо сопровождения глав иностранных делегаций почётный эскорт участвовал и в других мероприятиях, связанных со значимыми событиями в жизни страны.

14 апреля 1961 г. эскорт на мотоциклах К-750 сопровождал автомобиль, в котором следовал из аэропорта «Внуково» в Кремль первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин.

В дальнейшем торжественные встречи космонавтов стали традицией. В 1967 году эскорт сопровождал пламя, от которого был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены.

Именно в этот период произошел трагический случай в истории ГОНа. В 1969 году Москва торжественно встречала своих героев-космонавтов – экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Шофер ГОНа Илья Жарков 22 января должен был привезти космонавтов в Кремль.

Во время въезда кортежа через Боровицкие ворота одну из машин обстрелял террорист В.И. Ильин из двух пистолетов. Он успел сделать 11 выстрелов. Одна из пуль попала в старшину И.Е. Жаркова. Мотоциклист Почетного эскорта В.А. Зацепилов направил свой мотоцикл на стрелявшего и был ранен по касательной в грудь. Спасти И.Е. Жаркова не удалось, он скончался через несколько дней.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1969 года старшина И.Е. Жарков посмертно награжден орденом Красного Знамени. Мотоциклист Почетного эскорта сержант В.А. Зацепилов был удостоен ордена Красной Звезды. И.Е. Жарков похоронен на Головинском кладбище.

В 1964 году эскортирование начали осуществлять на мотоциклах модификации К-750М, а спустя незначительное время было освоено производство нового, более мощного верхнеклапанного двигателя МТ-8, которым стали оснащаться мотоциклы, выпускавшиеся под обозначением К-650, также имевшие эскортную модификацию. Обе модели в 1960–70-х годах использовались при эскортировании одновременно.

В конце 1960-х годов на Киевском мотозаводе было начато создание мотоцикла, предназначавшегося специально для работы в почётном эскорте и получившего наименование «Эскорт-73».

В эти годы политика государства строилась на принципах открытости, насколько это было возможно при существовавшем политическом строе.

Советский союз посетили десятки официальных зарубежных делегаций и в обеспечении практически всех таких мероприятий участвовал почётный мотоэскорт.

В 1979 году в почётный эскорт поступила партия из 25 специальных эскортных мотоциклов «Эскорт-78» или согласно заводскому обозначению модели – «Днепр-14.9». Вторая такая же партия несколько усовершенствованных мотоциклов была получена в 1984 году.

Требования, предъявляемые к эскортным мотоциклам, постоянно повышались, их конструкция совершенствовалась от модели к модели. Почётный эскорт комплектовался самыми современными образцами техники. Киевский мотозавод работал в тесном сотрудничестве с ВНИИ Мотопром в г. Серпухов Московской области и ведущими отечественными предприятиями.

В марте 1988 года завод изготовил партию новых мотоциклов «Днепр 14.9М». Эти модели отличались в первую очередь новым дизайном, а также новыми системой электрооборудования и панелью приборов. Модифицированная версия претерпела и ряд других технических изменений.

Днепр-14.9М» стал последним эскортным мотоциклом, произведённым СССР. Эти модели проработали в почётном эскорте до середины 1990-х годов, когда им на смену пришли мотоциклы иностранного производства.

В 1993 году для эскорта были закуплены мотоциклы фирмы БМВ. Специальная модификация К75RT имела полицейское исполнение и оснащалась дополнительным оборудованием.

Для эксплуатации в зимних условиях требовалось оснащение эскортных мотоциклов боковыми прицепами, создающими дополнительную точку опоры и, благодаря наличию дополнительного груза, облегчающими прохождение поворотов на высокой скорости.

В 2006 году на смену «зимним» БМВ К75RT с боковым прицепом пришли мотоциклы БМВ R1150RT, а в 2012 году были приобретены мотоциклы модели БМВ R1200RT в полицейском исполнении, которые пришли на смену «летним» мотоциклам.

Все эскортные мотоциклы оборудованы устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и радиостанциями.

Продолжается и традиция участия почётного эскорта в различных торжественных мероприятиях. В частности, сотрудники подразделения принимали участие в церемониях зажжения Вечного огня на Поклонной горе и Могиле Неизвестного солдата в 2010 году, в посвященных 50-летию первого полета человека в космос торжественных мероприятиях в 2011 году, в эскортировании олимпийского огня от аэропорта Внуково до Красной площади в 2013 году, в фестивалях «Спасская Башня» на Красной площади.

В сентябре 2019 года произошло событие, которое объединило два уникальных подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации. Почётный эскорт вошел в состав Гаража особого назначения.

За все время своего существования почётный эскорт стал одной из «визитных карточек» нашей страны, обеспечивал безопасность и эскортирование глав зарубежных государств во время официальных визитов, участвовал в проведении крупных торжественных мероприятий, проведя более 1000 эскортирований. И сегодня подразделение уверенно выполняет стоящие перед ним задачи.

21 января 2021 года Почетному эскорту исполнилось 65 лет!