Тайны ХХ Века. Царские гонки

«Московский комсомолец»
24 января 2006 г .

Как Рузвельта спас советский водитель

В эти дни юбилей празднуют те, кто отвечает за скорость первых лиц. В буквальном смысле слова. Знаменитому Гаражу особого назначения — 85. Большинству граждан это ведомство известно в основном пафосными выездами кортежей президентов и премьеров. Но в многолетней истории спецтранспорта есть масса любопытных эпизодов, ускользнувших от взора широкой публики. А вот “МК” о них узнал…

Как авто Николая II попало на свалку
Официально история ГОНа началась в январе 1921-го. Но на самом деле еще без малого сто лет назад Николай Второй, неравнодушный ко всякой технике, завел при дворе “автомобильную часть”, которая исправно пополнялась все новыми образцами транспортных средств — в начале 1917 года автопарк монарха насчитывал 46 авто и был самым большим в Европе.
Главным — как бы сейчас сказали, основным — царским автомобилем был “Деланэ-Бельвилль” 1912 года выпуска. Если сейчас лимузин первого человека государства “помечают” штандартом, то тогда на принадлежность его царю указывали буквы SMT — в переводе с французского они обозначали “Его Величество Царь”. В годы потрясений непросто сложилась и судьба этой машины: в феврале 17-го года начальник императорского гаража Адольф Кегресс передал свое ведомство новому заведующему — Гаража Временного правительства. После чего сел вместе с семьей в “Деланэ-Бельвилль” и отправился в Стокгольм, где новые пассажиры этого авто и не подозревали о его славном прошлом — ведь в Швеции царская машина возила обычных клиентов одной из местных гостиниц на вокзал. А свои последние дни в июле 1925 года этот уникальный автомобиль и вовсе провел на обычной стокгольмской свалке.

“Угнали машину Ленина!”
Пожалуй, наиболее забавные случаи, связанные с водителями и пассажирами спецтранспорта, происходили в первые годы советской власти. В 1917 году автомобиль в столице был редкостью,— на весь город, по разным данным, их было не больше пяти сотен. Но это, впрочем, ничуть не мешало зарождению класса автоворов. Водитель Ленина Степан Гиль вспоминал, как однажды в полдень он привез шефа в Смольный, а сам пошел в свою комнату и принялся за завтрак. Не успел он допить чашку чая, как раздался крик: “Бегите вниз! Угнали машину Ленина!” Сообщать вождю о случившемся пришлось самому Гилю — других смельчаков не нашлось. Наказание своему шоферу Ильич придумал заковыристое — просто сказал, чтобы тот без машины не появлялся. После ряда бессонных ночей совместные с “органами” поиски наконец дали результат — лимузин “Тюрка Мери” был обнаружен на окраине города в сарае пожарной команды. Замысел тогдашних угонщиков ничем не отличался от планов современных воров — авто собирались перекрасить и продать.

Кто стрелял в Микояна
В эти же годы зародилось одно из главных правил ГОНа — водитель в случае опасности должен уметь защитить своего пассажира. 1 января 1918-го после выступления в Михайловском манеже в Петрограде машина Ленина попала под обстрел. Все то время, пока водитель Гроховик на скорости уводил авто от пуль, Владимир Ильич пролежал на заднем сиденье. Ну а много лет спустя, в 1942 году, другой шофер спас жизнь члену Политбюро Анастасу Микояну. 6 ноября около трех часов дня он выехал из Спасских ворот Кремля. На пути автомобиля неожиданно возникла телега с сеном, в результате чего водителю пришлось ехать не как обычно — по прямой на Ильинку, а чуть отклониться в сторону Лобного места. Внезапно находившийся там солдат вскинул винтовку и открыл стрельбу по машине. Шофер быстро сориентировался и рванул по направлению к Старой площади. Нападавшего задержали — силами сотрудника личной охраны Милорадова, на ходу выскочившего из машины, и подоспевших работников Управления коменданта Московского Кремля. Что интересно, покушение, как выяснило следствие, было практически случайным — не совсем психически здоровый мужчина, сын раскулаченного крестьянина, решил посчитаться с властью за отца и напасть на какой-нибудь правительственный автомобиль. А поскольку в тот день он был на боевом дежурстве, взять винтовку и патроны и встать у Лобного места под видом сотрудника комендантского патруля было нетрудно. Телега же оказалась на маршруте по стечению обстоятельств. В настоящее же время шоферы ГОНа, как известно, вооружены и регулярно поддерживают навыки стрельбы в тире.

Держите президента!
Одним из самых напряженных мероприятий для сотрудников ГОНа стала Ялтинская конференция 1945 года. В эти дни произошел инцидент, который мог бы, без преувеличения, изменить мировую историю, если бы не вмешался гоновский водитель по фамилии Ходоков. В его обязанности входило обслуживать президента США Рузвельта. Как правило, тот всегда сидел справа от шофера, чтобы было удобнее забираться в машину и покидать ее. И вот однажды Рузвельта везли к Черчиллю, путь пролегал по горной дороге. Водитель входил в крутой левый поворот, президент США по инерции отклонился вправо и случайно нажал на ручку. Дверь распахнулась, и американский руководитель стал вываливаться из автомобиля. Ходоков среагировал моментально — держа руль одной рукой, другой схватил Рузвельта за руку и втянул на место. После этого начальник охраны немедленно захлопнул дверь. Вообще же военные годы, конечно, были самыми сложными с точки зрения обеспечения безопасности высокопоставленных пассажиров. На это время пришлось 15 поездок зарубежных делегаций в Советский Союз — за неприкосновенность Шарля де Голля, Уинстона Черчилля, Иосипа Броз Тито и прочих VIP-гостей отвечали не только оперативники спецслужб, но и возившие их сотрудники ГОНа.

Шляпа вместо VIPа
Но, конечно же, не обходилось в работе ГОНа без недостатков. Например, как-то раз шофер основной машины вместо чиновника привез на Старую площадь лишь… его шляпу. Положил руководитель шляпу на сиденье, хлопнул дверцей, водитель и отправился в путь. А пассажир остался на даче. “Недостача” обнаружилась лишь близ Кремля. Пришлось везти чиновника на простой “Волге”. А как-то в те же советские времена, когда водители еще сами мыли машины (сейчас это делают специально обученные женщины), один из шоферов, дабы не тратить силы на отдраивание всего огромного “ЗИЛа”, наводил чистоту только с одной стороны — с правой, где сидел его пассажир. Сходило с рук это лишь до поры до времени — однажды пассажир захотел сесть слева…
Но такое — из разряда исключений. Порядки и нравы в ГОНе царят поистине военные, ведь это — часть спецслужбы, охраняющей первых лиц страны. Часть, которой руководители государства и высокие зарубежные гости доверяют свою жизнь и здоровье. Не случайно, в специальном обращении, сотрудников Гаража особого назначения поздравил их “главный пассажир” — президент Владимир Путин. Сами же они отметят день рождения своего подразделения традиционно —18 февраля, наблюдая за показательными выступлениями и соревнованиями лучших водителей ГОНа на Ходынском поле.

Виктория БОГОМОЛОВА.