Фабрика по отмывке звезд

Фото: Елена Минашкина

Специалисты-высотники начали чистить и ремонтировать звезды. Пока они приводят в порядок одну — ту, что венчает Водовзводную башню. Но до конца года, возможно, обновят и кое-кого из ее “сестер”.

“МК” поработал вместе с кремлевскими “звездочетами” и выяснил:

— как начищают главные символы Кремля;

— какие тайны скрываются внутри них;

— кто “управляет” звездами, а кто загадывает желание, глядя на них;

— как молния чуть не сожгла одну из звезд;

— где хранятся осколки пятиконечных “небожителей”.

История кремлевской Малышки

— Мы называем эту звезду Малышкой, — говорит один из специалистов по обслуживанию звезд, Николай. — Ведь символ на Водовзводной башне меньше всех по размеру. Расстояние между концами ее лучей составляет всего 3 метра, в то время как, к примеру, на Спасской и Никольской башнях установлены звезды с длиной лучей 3,75 метра.
Ничего себе малышка! Выглядит она даже снизу более чем внушительно. На время ее “одели” в строительные леса, но даже в этом наряде она удивительно хороша. Кстати, звезду на Водовзводной башне со стороны Красной площади не видно. Чтобы полюбоваться на нее, придется обойти Кремлевскую стену и выйти на набережную. А еще лучше посмотреть на нее с другой стороны стены — совсем иной вид!

СПРАВКА “МК”:

Водовзводная башня — юго-западная угловая. Была возведена в 1488 году и считалась особо важной в системе кремлевской обороны, так как защищала брод и устье реки Неглинной. Она имела колодец и тайник для выхода к реке. В 1633 году в башне устроили подъемную машину, которая подавала воду по свинцовым трубам в Тайницский сад. В 1812 году башню частично подорвали французы, но через 5 лет ее полностью восстановили. Высота башни до звезды — 57,7 метра, со звездой — 61,25 метра.
По винтовой лестнице поднимаюсь на гульбище верхнего яруса. Высота 40 метров! Отсюда на Москву открывается сказочный вид. А сверху светит та самая звезда. Она вроде совсем рядом, но до нее никак не достать.
— Дальше могут подниматься только верхолазы. Они вымоют звезду сверху, а мы почистим ее изнутри, — объясняют специалисты. — Мы не только “уборщики” звезд, но и “доктора”. Где подлечим, где новые детали поставим.
Вообще звезды периодически осматривают и ремонтируют, но генеральная уборка проводится в среднем раз в 5 лет. Сейчас как раз и настало ее время. Кстати, звездные “доктора”, как выяснилось, стараются обходиться без “скальпеля”. К “хирургическим” вмешательствам (замене стекол, частей каркаса) прибегают в крайних случаях. Один такой крайний случай со звездой на Водовзводной башне произошел несколько лет назад.
— Тогда очень сильная гроза была, — вспоминают специалисты. — И молния попала прямо в звезду. Малышка наша выдержала удар, но стекло оплавилось. Не всё, конечно, но один фрагмент сильно пострадал. Мы тогда заменили его в считаные часы, так что никто из москвичей и гостей столицы даже не заметил повреждений.

Куда улетели двуглавые орлы

Прежде чем подняться на Водовзводную башню, я отыскала главного кремлевского “звездоведа”. Он знает о звездах даже то, что долгое время было тайной за семью печатями.
— Последний раз капитальный ремонт всех 5 звезд на кремлевских башнях был в 1945—1946 годах, — говорит официальный представитель Федеральной службы охраны, доктор исторических наук Сергей Девятов. — Во время бомбежек на звезды надевали маскировочные чехлы, но это их не спасло. Рубиновое стекло было сильно повреждено, и стало очевидно, что они нуждаются в реставрации. К сведению, это был единственный случай, когда звезды покинули башни Кремля. С тех пор они все те же. Лишь иногда заменяют небольшие фрагменты.

— А правда, что звезды покрыты чистым золотом? Что-то я его не заметила на Водовзводной…

— Нынешние звезды позолочены, но совсем немного. А вот те, что были перед ними (первые звезды водрузили в 1935 году, их потом заменили на совершенно новые в 1937-м, аккурат к 20-й годовщине Октябрьской революции. — Е.М.), действительно богато покрыли драгоценным металлом. Еще перед установкой первых звезд ученые заявили, что минимально допустимая толщина слоя золотого покрытия составляет 25 микрон. В связи с этим НКВД попросили выдать для золочения кремлевских звезд 67,9 кг золота. Каганович тогда поставил свою резолюцию на их служебной записке: “Молотову, Ворошилову, Микояну, Рудзутаку. Придется выдать”. Кстати, этот документ до сих пор хранится в архиве Президента РФ.

— Драгоценные камни тоже были только на первых звездах?

— Да, на эмблеме “Серп и молот”. Но это были полудрагоценные камни и самоцветы уральских месторождений — аметисты, дымчатые топазы, хризолиты, бериллы, аквамаринамы, александриты, горный хрусталь и малахит. В общей сложности использовали около 10 000 камней, а обрабатывали и ограняли их 200 ювелиров. Каждый камень вставлялся в отдельную позолоченную оправу и прикреплялся к серебряной пластине. Кстати, перед этим эмблемы серьезно испытали. Их нагревали до 100° по Цельсию и охлаждали до -60°. В течение восьми дней знаки “Серп и молот” непрерывно поливали водой, имитируя проливные дожди. Затем, установив их на парашютные вышки, обдували искусственным ветром, сила которого доходила до 15 баллов. Результаты специалистов удовлетворили.
КСТАТИ. Сталин лично принял участие в разработке первых звезд. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в архиве живописные проекты с его собственноручными замечаниями и указаниями о внесении исправлений в облик будущих звезд.

— Тогда почему же все-таки решено было заменить звезды?

— Вскоре обнаружились их недостатки. Под действием атмосферных осадков и пыли самоцветы потускнели, звезды хорошо просматривались только в непосредственной близости от стен Кремля и, несмотря на освещавшие их прожектора, не сверкали. Кроме того, из-за больших размеров они не вписались в облик Кремля, несколько нависая над шатром башен и придавая им непропорциональный вид.

— Ни одна из тех первых звезд не сохранилась?

— Ну почему же, сохранились. Одна из них сейчас радует глаз москвичей и гостей столицы. Угадайте, где она установлена? На шпиле Северного речного вокзала. Там не такая большая ветровая нагрузка, как в центре, и она себя прекрасно чувствует до сих пор.

— Интересно, а что стало с императорскими орлами, которые изначально занимали место звезд на башнях Кремля?

— А вот они, увы, не сохранились. Еще прежде чем снять орлов, долго спорили об их художественной и культурной ценности. По запросу управляющего делами Совнаркома знаменитый искусствовед (кстати, он был основоположник реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины) Игорь Грабарь, изучив историю кремлевских орлов, 4 июня 1930 года вынес вердикт: “Ни один из существующих на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем”. Кстати, мало кто знает, что на место символа самодержавия вначале хотели установить не звезды, а… флажки — флюгеры, такие, которые находятся на малых башнях. А еще была идея заменить орлов гербами Союза.

Звездная болезнь

Специалисты, обслуживающие звезды, не перестают расхваливать мне достоинства своих пятиконечных подопечных. Дескать, и пропорции у них идеальные (звезды установлены на башнях разной высоты, но с земли кажутся одинаковыми благодаря индивидуально рассчитанному размеру), и костяк из нержавеющей стали в форме четырехгранной пирамиды сильный, и цвет изумительный.
— Вот посмотрите внимательнее на Малышку, — убеждают они меня. — Ей даже ураганный ветер нипочем. Несмотря на значительный вес — около тонны — благодаря применению специальных подшипников звезда легко вращается. А помните, летом 1998 года на Москву обрушился сильнейший ураган? Тогда ведь даже зубцы Кремлевской стены пострадали, а все звезды выдержали это испытание!
Но даже пятиконечные символы государства иногда “болеют”. Эксперты забрались в смотровые люки в лучах звезды Водовзводной башни и обнаружили, что конструкция изнутри немного проржавела. Специальными растворами они быстренько устранили ржавчину, кое-где подчистили-подправили металлический костяк. А еще заменили пару фрагментов стекла. Благо оно на кремлевском складе всегда есть. Стекло регулярно поставляют с завода, что в Гусь-Хрустальном. Только там владеют уникальной технологией изготовления “наряда” кремлевских звезд. Кстати, изначально специальное рубиновое стекло изобрел Курочкин — тот самый, что сделал первый саркофаг для Мавзолея Ленина.
Тем временем у звездных “уборщиков-докторов” дело спорится. Мне доверили только подавать им наверх необходимые инструменты. И на этом, как говорится, спасибо. Потом стекла стали тереть щеточками и тряпками. Самыми обыкновенными, которыми мы моем в квартире окна.

СПРАВКА “МК”:

Каждая звезда имеет двойное сваренное между собой остекление: внутреннее — из молочного стекла, наружное — из рубинового, толщиной 6—7 мм. Посередине есть еще прозрачный хрустальный слой. Это специально придумано, чтобы красное стекло, освещенное изнутри, не казалось черным. И чтобы нити накала ламп не были заметны. Вообще молочное стекло хорошо рассеивает свет ламп и отражает значительную часть дневного света, смягчая днем темноту рубинового. А стекло в каждой звезде разных оттенков — для достижения большей контрастности и лучистости.
Теперь самое сложное — очистить от пыли лампу. Кстати, она в звезде одна и совсем небольшая — примерно полметра в длину. Ее не отключают даже на те несколько минут, что требуется для мытья. М-да, лампа не из хрупких и довольно мощная — почти 4000 ватт. Такие делают только на Московском электроламповом заводе. В запасе на кремлевских складах всегда есть как минимум десяток ламп на экстренный случай. А то ведь вдруг неожиданно все звезды “перегорят”.
— Такого быть в принципе не может, — успокаивают меня в ФСО. — У ламп две нити накаливания. Если одна из двух нитей накаливания перегорает, то лампа продолжает светиться и сигнализирует на пульт управления о своей неисправности.

— А пульт управления где?

— В Троицкой башне. Там же находится и пункт контроля за вентиляцией. У каждой звезды ведь есть вентиляционная система, состоящая из фильтра для очистки воздуха и двух вентиляторов, один из которых является резервным.

СПРАВКА “МК”:

За свою долгую историю кремлевские звезды отдыхали лишь дважды. В первый раз — во время Великой Отечественной войны из соображений светомаскировки. Во второй — во время съемок фильма “Сибирский цирюльник”. Никита Михалков попросил погасить их для исторической достоверности кремлевских планов.
Альпинисты уже закончили мыть внешние стороны звезды, которые пострадали от городской пыли, копоти машин и птиц. Она, конечно, и до этого сияла необыкновенно красиво, но теперь… Теперь звезду будет видно на много километров. Из “чрева” символа спускаются “доктора”. Ну, вот наконец все и готово! В общей сложности на то, чтобы “подлечить” и привести в порядок красавицу-звезду на Водовзводной башне, у специалистов ушло несколько дней. Своей работой они довольны. Точнее, радует их то, что звезда, несмотря на свой солидный возраст, выглядит ой как моложаво. А это значит, что пятиконечные символы на других башнях Кремля тоже скорее всего будут в хорошем состоянии. И ни капитально ремонтировать, ни тем более менять их в ближайшем обозримом будущем не придется. А после генеральной уборки от их света Кремль будет гореть еще ярче. И влюбленным будет проще загадывать желание. Ведь считается, что оно исполнится у того, кто обойдет все 5 башен и посмотрит на все 5 звезд.
Мы спускаемся по лестнице Водовзводной башни вниз. В руках моих попутчиков — испорченные фрагменты звезды. Выбрасывать их ни в коем случае не будут. Не положено! Так что “осколки” отвезут на специальный склад. Там за все эти годы скопилось много таких частей кремлевских звезд.

Ева Меркачёва
«Московский Комсомолец», 22.06.2009