О чём рассказывают документы уникального музея Гаража особого назначения
По инициативе заместителя начальника 9-го Управления КГБ СССР Бориса Матвеевича Клёна (с 1968 по 1975 гг. – начальник ГОНа) многочисленные свидетельства уникальной истории подразделения было решено собрать воедино, и в 1977 году появилась Комната истории Гаража. Усилиями сотрудников ГОНа были собраны интереснейшие экспонаты, документы и фотоматериалы, посвящённые созданию и развитию подразделения, проведена большая работа по подготовке и оформлению стендов, витражей. Ни одно подразделение 9-го Управления КГБ СССР не могло на тот период похвастаться подобным музеем.
На сбор материалов было потрачено много сил и времени: снимки брали в ТАСС, обращались за материалами в Министерство обороны и в гараж Совмина СССР. Работать приходилось после смены, в свободное от службы время, своими руками создавая экспозицию.
Первые фотографии в музее появились от Степана Казимировича Гиля – шофёра В.И. Ленина и первого начальника Гаража. А первой зарубежной командировкой водителей ГОНа, зафиксированной на стендах, была Тегеранская конференция 1943 года. Начиная с визита в Хельсинки в 1973 году, где проходило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, сами сотрудники стали привозить фотоматериалы. Их также можно увидеть в музее. В создание экспозиции внесли свой вклад многие шоферы ГОНа, в разное время обслуживавшие первых лиц государства, но есть материалы, которые, в силу своей давности и уникальности, вызывают особый интерес. К примеру, шофёр Ф.Э. Дзержинского С.Г. Тихомолов подарил записку своего шефа, написанную карандашом, которая сохранилась у него с 1923 года: «Тов. Тихомолову. Отвезите
тов. Руденко куда укажет и обождите. Привезите обратно ко мне, а потом на вокзал.
Ф. Дзержинский», — говорится в ней.
Среди прочих интересных документов музея нельзя не упомянуть технический паспорт автомобиля «Форд» 1935 года выпуска.
или журнал технического состояния автомобиля ЗИС за 1942 год. Такие журналы заводились на каждую машину. В них отмечались все проверки технического состояния автомобиля, осуществляемые комиссией, в состав которой входили представители эксплуатации и авторемонтной мастерской. Аналогичные журналы ведутся в Гараже и сегодня. Ещё один примечательный документ свидетельствует о том, что нарушать скоростной режим в конце 1930-х годов запрещали даже сильным мира сего. Это черновик постановления о тов. Микояне от 20 декабря 1939 года, который гласит: «Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80 — 100 км/ч. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофёра больше скорости, чем 50 — 60 км/ч». Проследить за исполнением предлагается «тов. Власику», внизу подписи: «Сталин, Ворошилов, Берия, Каганович, Молотов».
В витринах музея можно увидеть любопытные технические приспособления. К примеру, хромированный спецсигнал, внешне напоминающий духовой музыкальный инструмент – его устанавливали на автомобили ЗИС, обслуживавшие членов Политбюро. Рядом расположился тахометр 1941 года выпуска производства завода «Молодой ударник».
Есть и чудом сохранившаяся банка с американским моторным маслом «Veedol», которое использовали ещё в далёкие 1920-е годы на автомобилях «Паккард». В экспозиции имеется и множество других любопытных инструментов и приспособлений, в разное время использовавшихся в работе сотрудниками авторемонтной мастерской Гаража. Многие моменты из истории ГОНа запечатлены на фотографиях, которых в музее огромное количество. Часть фотографий посвящена профессиональной подготовке водителей гаража, занятиям, тренировкам, соревнованиям. Три отдельных стенда выделены под фотоархив автомобилей, которые в разные исторические периоды находились в Гараже особого назначения. Эти снимки позволяют узнать, с чего начинался ГОН в начале XX века и какую эволюцию пережил за десятилетия своего существования, как менялся модельный ряд автомобилей и каким маркам отдается предпочтение сегодня. Масса фотографий посвящена работе сотрудников Гаража в служебных командировках, как на территории страны, так и за рубежом. Это и «заоблачный» обед водителей рядом со своими машинами во время перелета в Исландию, и работа в «горячих точках», и погрузка в эшелон при переброске техники железнодорожным транспортом в г.Санкт-Петербург, и множество других фотосвидетельств нелегкого труда сотрудников ГОНа.
Отдельный стенд рассказывает о 60-х годах XX века, которые принято называть «эрой космонавтики». Именно в этот период произошло трагическое событие в жизни подразделения.
В 1969 году при транспортном обслуживании экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» погиб сотрудник ГОНа Илья Ефимович Жарков. Его автомобиль был обстрелян при въезде кортежа с космонавтами в Кремль через Боровицкие ворота. Ежегодно в день смерти Ильи Ефимовича ветераны и действующие сотрудники Гаража собираются на его могиле, чтобы почтить память своего товарища.
Ещё одна интересная часть музейной экспозиции – это подарки, сувениры, памятные знаки, которые в разное время вручались сотрудникам Гаража особого назначения. Их так много, что они едва умещаются на полках нескольких внушительных стеклянных витрин. Но есть среди прочих очень значимые и важные свидетельства – это слова благодарности за качественную работу от первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, тёплые слова и наилучшие пожелания от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, высокая оценка профессиональной деятельности от В.В. Путина.
В 2007 году проведена реконструкция комнаты истории. Изготовлены современные информационные стенды, витрины, в экспозицию добавлены новые документы, любезно предоставленные Государственным архивом Российской Федерации. Появился и новый экспонат – большой глобус. Изображённая на нём карта мира светится разноцветными точками – это выделены города и страны, по дорогам которых проехали колёса ГОНовских машин. 17 декабря 2007 года, спустя 30 лет после создания, состоялось торжественное открытие обновленного музея, на котором присутствовал директор Федеральной службы охраны Российской Федерации. В музее Гаража особого назначения нет недостатка в посетителях. Сотрудники ГОНа приходят сюда довольно часто. Так, в музее проводятся встречи ветеранов с сегодняшним поколением ГОНовцев. Здесь же вручают погоны сотрудникам при присвоении офицерских званий. И отсюда начинают свой трудовой путь молодые сотрудники Гаража. В музее ГОНа их поздравляют представители руководства и вручают письменные напутствия на будущее. Открыт музей и для представителей других подразделений Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Ниже представлены некоторые фотографии и экспонаты из музея: