Комната Истории ГОНа

О чём рассказывают документы уникального музея Гаража особого назначения

По инициативе заместителя начальника 9-го Управления КГБ СССР Бориса Матвеевича Клёна (с 1968 по 1975 гг. – начальник ГОНа) многочисленные свидетельства уникальной истории подразделения было решено собрать воедино, и в 1977 году появилась Комната истории Гаража. Усилиями сотрудников ГОНа были собраны интереснейшие экспонаты, документы и фотоматериалы, посвящённые созданию и развитию подразделения, проведена большая работа по подготовке и оформлению стендов, витражей. Ни одно подразделение 9-го Управления КГБ СССР не могло на тот период похвастаться подобным музеем.

На сбор материалов было потрачено много сил и времени: снимки брали в ТАСС, обращались за материалами в Министерство обороны и в гараж Совмина СССР. Работать приходилось после смены, в свободное от службы время, своими руками создавая экспозицию.

Первые фотографии в музее появились от Степана Казимировича Гиля – шофёра В.И. Ленина и первого начальника Гаража. А первой зарубежной командировкой водителей ГОНа, зафиксированной на стендах, была Тегеранская конференция 1943 года. Начиная с визита в Хельсинки в 1973 году, где проходило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, сами сотрудники стали привозить фотоматериалы. Их также можно увидеть в музее. В создание экспозиции внесли свой вклад многие шоферы ГОНа, в разное время обслуживавшие первых лиц государства, но есть материалы, которые, в силу своей давности и уникальности, вызывают особый интерес. К примеру, шофёр Ф.Э. Дзержинского С.Г. Тихомолов подарил записку своего шефа, написанную карандашом, которая сохранилась у него с 1923 года: «Тов. Тихомолову. Отвезите
тов. Руденко куда укажет и обождите. Привезите обратно ко мне, а потом на вокзал.
Ф. Дзержинский», — говорится в ней.

Среди прочих интересных документов музея нельзя не упомянуть технический паспорт автомобиля «Форд» 1935 года выпуска.

или журнал технического состояния автомобиля ЗИС за 1942 год. Такие журналы заводились на каждую машину. В них отмечались все проверки технического состояния автомобиля, осуществляемые комиссией, в состав которой входили представители эксплуатации и авторемонтной мастерской. Аналогичные журналы ведутся в Гараже и сегодня. Ещё один примечательный документ свидетельствует о том, что нарушать скоростной режим в конце 1930-х годов запрещали даже сильным мира сего. Это черновик постановления о тов. Микояне от 20 декабря 1939 года, который гласит: «Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80 — 100 км/ч. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофёра больше скорости, чем 50 — 60 км/ч». Проследить за исполнением предлагается «тов. Власику», внизу подписи: «Сталин, Ворошилов, Берия, Каганович, Молотов».

В витринах музея можно увидеть любопытные технические приспособления. К примеру, хромированный спецсигнал, внешне напоминающий духовой музыкальный инструмент – его устанавливали на автомобили ЗИС, обслуживавшие членов Политбюро. Рядом расположился тахометр 1941 года выпуска производства завода «Молодой ударник».

Есть и чудом сохранившаяся банка с американским моторным маслом «Veedol», которое использовали ещё в далёкие 1920-е годы на автомобилях «Паккард». В экспозиции имеется и множество других любопытных инструментов и приспособлений, в разное время использовавшихся в работе сотрудниками авторемонтной мастерской Гаража. Многие моменты из истории ГОНа запечатлены на фотографиях, которых в музее огромное количество. Часть фотографий посвящена профессиональной подготовке водителей гаража, занятиям, тренировкам, соревнованиям. Три отдельных стенда выделены под фотоархив автомобилей, которые в разные исторические периоды находились в Гараже особого назначения. Эти снимки позволяют узнать, с чего начинался ГОН в начале XX века и какую эволюцию пережил за десятилетия своего существования, как менялся модельный ряд автомобилей и каким маркам отдается предпочтение сегодня. Масса фотографий посвящена работе сотрудников Гаража в служебных командировках, как на территории страны, так и за рубежом. Это и «заоблачный» обед водителей рядом со своими машинами во время перелета в Исландию, и работа в «горячих точках», и погрузка в эшелон при переброске техники железнодорожным транспортом в г.Санкт-Петербург, и множество других фотосвидетельств нелегкого труда сотрудников ГОНа.

Отдельный стенд рассказывает о 60-х годах XX века, которые принято называть «эрой космонавтики». Именно в этот период произошло трагическое событие в жизни подразделения.
В 1969 году при транспортном обслуживании экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» погиб сотрудник ГОНа Илья Ефимович Жарков. Его автомобиль был обстрелян при въезде кортежа с космонавтами в Кремль через Боровицкие ворота. Ежегодно в день смерти Ильи Ефимовича ветераны и действующие сотрудники Гаража собираются на его могиле, чтобы почтить память своего товарища.

Ещё одна интересная часть музейной экспозиции – это подарки, сувениры, памятные знаки, которые в разное время вручались сотрудникам Гаража особого назначения. Их так много, что они едва умещаются на полках нескольких внушительных стеклянных витрин. Но есть среди прочих очень значимые и важные свидетельства – это слова благодарности за качественную работу от первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, тёплые слова и наилучшие пожелания от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, высокая оценка профессиональной деятельности от В.В. Путина.

В 2007 году проведена реконструкция комнаты истории. Изготовлены современные информационные стенды, витрины, в экспозицию добавлены новые документы, любезно предоставленные Государственным архивом Российской Федерации. Появился и новый экспонат – большой глобус. Изображённая на нём карта мира светится разноцветными точками – это выделены города и страны, по дорогам которых проехали колёса ГОНовских машин. 17 декабря 2007 года, спустя 30 лет после создания, состоялось торжественное открытие обновленного музея, на котором присутствовал директор Федеральной службы охраны Российской Федерации. В музее Гаража особого назначения нет недостатка в посетителях. Сотрудники ГОНа приходят сюда довольно часто. Так, в музее проводятся встречи ветеранов с сегодняшним поколением ГОНовцев. Здесь же вручают погоны сотрудникам при присвоении офицерских званий. И отсюда начинают свой трудовой путь молодые сотрудники Гаража. В музее ГОНа их поздравляют представители руководства и вручают письменные напутствия на будущее. Открыт музей и для представителей других подразделений Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Ниже представлены некоторые фотографии и экспонаты из музея:

Личный шофёр Ф.Э. Дзержинского С.Г. Тихомолов.
Тахометр выпуска 1941 г.; «КОК» — спецсигнал автомобиля ЗИС 110; масло моторное «Veedol» для автомобиля «Паккард», произведено в США в 1920-е гг.; часы от автомобиля «Чайка» ГАЗ-13.
Шарль Де Голль, А.А.Громыко, Н.В. Подгорный на автомобиле ЗИЛ-111Д, г. Москва, июнь 1966 г.
Командировка в Исландию. «Заоблачный обед» водителей ГОНа на борту самолета, 1986 год
Группа сотрудников ГОНа в Чеченской республике, г. Моздок.
Старший группы – начальник ГОНа Макаров В.А., февраль 1995 года
Ветераны ГОНа в Комнате истории подразделения, 1980-е г.г.
Открытие комнаты истории ГОНа после реконструкции, 2007 год
Ветераны и молодые сотрудники ГОНа на могиле И.Е. Жаркова.
г. Москва, Головинское кладбище, 31 января 2009 г.
Выставка ретроавтомобилей посвященная 90-летию ГОНа, 2011 год
Соревнования по скоростному маневрированию на первенство ГОНа
на автомобилях «Аурус», февраль 2020 г.